Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что правосознание играет очень важную роль в общественной жизни. Эта роль выражается в познавательной, моделирующей, оценочной и воспитательной функциях правосознания. Познавательная функция правосознания заключается в том, что с его помощью познается право, его прошлое, настоящее и будущее. Моделирующая функция правосознания связана с правотворческой деятельностью государства, учетом мнения населения и его отдельных групп о разрабатываемых правовых нормах. Оценочная функция правосознания представляет собой оценку права, его отдельных элементов и практической деятельности государства и граждан по осуществлению норм права. Воспитательная функция правосознания способствует формированию мировоззрения индивидов, социальных групп и всего общества, повышению правовой культуры и правопорядка.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с правосознанием.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие правосознание, практику их применения, а так же научную и учебную литературу по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение правосознания, понятий и видов.
Задачами работы ставится:
- Дать характеристику правосознания;
- Рассмотреть виды правосознания;
- Определить значение правовой культуры в формировании правосознания;
- Исследовать роль правосознания в формировании правового государства.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Понятие и виды правосознания
1.1. Характеристика правосознания
Всякая человеческая деятельность как протекающий в пространстве и времени процесс, состоящий из конкретных действий, есть процесс сознательный. Деятельность человека и его сознание - это органически целостное. Все, что бы ни делал человек, проходит через его сознание, т.е. через определенные отношения его к действительности (прошлой, настоящей, будущей).
Различают индивидуальное и общественное сознание. Индивидуальное сознание - это сознание, свойственное отдельному человеку, которое уникально личностными параметрами. Общественное сознание возникает на основе определенной конгломерации (соединения) индивидуального сознания. Оно не существует помимо индивидуального сознания или наряду с ним, является реальностью именно благодаря сознанию людей, образующих конкретное общество.
В контексте генетических и функциональных факторов индивидуальное и общественное сознание могут иметь самые разнообразные видовые характеристики: религиозное, нравственное, правовое, политическое, эстетическое, художественное; примитивное (слаборазвитое) и развитое; обыденное и научное; профессиональное и непрофессиональное; официальное и неофициальное; лояльное и оппозиционное; оценочное и нормативное и т.д.
Правосознание - это совокупность определенных взглядов, убеждений, идей, чувств, отражающих правовые потребности, интересы личностного и общественного развития. Правосознание охватывает знания о нормативно-правовых системах прошлых эпох, оценку действующего законодательства, представления о его возможных или необходимых совершенствованиях, различные правовые установки, связанные с теми или иными правовыми обычаями и традициями.
Спецификой правового сознания является то, что оно возникает и функционирует при наличии социальной дихотомии «Общество - Власть», опосредуемой в условиях классовой, политической дифференциации общественных отношений государственными реалиями, институтами.
Как идеальное явление, обусловленное определенными экономическими, политическими, нравственными и иными социальными факторами, материальными условиями жизни общества, правовая нормативность принадлежит общественному сознанию и реально, объективно проявляет себя через конкретные общественные отношения. Детерминируя человеческое поведение, те или иные правовые нормативы существуют не только на бумаге, в определенном знаковом выражении. Они могут существовать в общественном мнении, во взглядах и убеждениях людей, их идеалах без какой-либо фиксации в материальных знаках. Известно, например, что не везде и не всегда знаковое закрепление имели и имеют правовые нормативы религиозного происхождения (шариат). В древних восточных цивилизациях важную роль в правовом упорядочении общественных отношений, правовом обеспечении их стабильности играли нормативные структуры философского порядка. Не утратило своей значимости «неписаное право» и в современных условиях, особенно в тех случаях, когда зарождаются новые общественные отношения. В демократическом обществе правосознание народа - духовный корень права, всех его нормативов.
Важно остановится на следующем. На сегодняшний день все большую актуальность приобретает необходимость формирования расширенного понимания правосознания как антикоррупционной категории, определяющей активную направленность представителей общества на выполнение как правовых предписаний, так и соблюдение интересов общества, в том числе и нерегулируемых правовыми предписаниями непосредственно. В научной литературе представлены различные подходы к определению правосознания. В целом могут быть выделены два основных подхода. В соответствии с одним из данных подходов правосознание понимается только как отношение личности к правовым нормам и правовым предписаниям. В соответствии с другим подходом это не только определенное отношение личности, но также ее активная позиция по отношению к правовым нормам, то есть дополнительно учитывается готовность и стремление лица действовать в соответствии с правовыми нормами.
В частности, согласно определению И.Н. Сенина, «правосознание как основной элемент правовой культуры представляет собой часть общественного сознания, показывающую отношение индивида, группы, общества к действующему или желаемому праву в форме чувственного (правовая психология) или рационального (правовая идеология) понимания».
В основе этого мнения лежит только определенное отношение к праву, причем упор делается не только на действующие, но и желаемые правовые предписания. Кроме того, следует отметить, что речь идет о праве, а не о правовых нормах либо конкретных правовых предписаниях, то есть предполагается, что отношение общества и его представителей формируется к праву в целом. Тем не менее общество, а также его отдельные представители заинтересованы в праве постольку, поскольку оно регулирует общественные отношения, то есть ориентируются они на конкретные интересы, а также нормальные условия развития общества в целом, при этом сама по себе конструкция права не имеет прямого отношения к интересам общества. Как следствие, в плане правосознания по отношению к обязательным предписаниям как выражению интересов государства более обоснованным было бы говорить о правовых нормах, поскольку именно они выражают способ регулирования определенных общественных отношений, с которыми связаны интересы общества.
Согласно позиции И.М. Хиль правосознание представляет собой «связующий элемент между правовой идеологией государства и правомерным поведением индивида, формируя который государство и общество должны быть заинтересованы в правильном выборе варианта действий самого субъекта правосознания».
Надо заметить, что безусловно, государство выражает интересы общества, что определяет саму основу демократии и предполагает формирование таких правовых предписаний, которые отвечают общественным интересам. В то же время в предложенном определении упор делается только на государство как единственный источник правосознания, между тем правосознание может формироваться и на уровне общества, причем в тех общественных отношениях, которые могут регулироваться в отсутствие правовых предписаний, то есть правосознание, как готовность следовать общественным интересам, может существовать и в отсутствие правового регулирования. Тем не менее, бесспорно, в большинстве сфер общественных отношений формирование правосознания обусловлено участием государства, но лишь в той мере, в какой это способствует выражению в правовых нормах интересов общества.
В соответствии с обобщенным определением Л.И. Даньковой правосознание должно характеризовать совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений, установок и ценностей, в которых выражается отношение людей к праву и правовым явлениям.
Данное определение, по мнению автора, учитывает, в первую очередь, позицию общества и индивида по отношению к правовым нормам. Можно отметить, что большинство исследователей указывает на правосознание как описательный, но неактивный компонент развития общественных
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ).
2. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168 // Российская газета, № 151, 14.07.2011.
3. Приказ Генпрокуратуры России от 02.08.2018 № 471 «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию» // яаконность, № 9, 2018.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 № 30-П // Собрание законодательства РФ, 23.07.2018, № 30, ст. 4808.
5. Аверин А.В. Судебная достоверность (постановка проблемы). Владимир: Транзит-Икс, 2004. С. 101.
6. Ашенова С.В. СМИ как элемент правовой культуры гражданского общества // WEB OF SCHOLAR. 2017. № 9 (18). С. 66 - 68.
7. Баранов В.Н. Правовая демагогия // Вопросы теории государства и права: Науч. сб. Вып. 3. Саратов, 2001. С. 39.
8. Бондарев А.С. Правовая культура и продукты правовой культуры в их соотношении // Вестник Пермского университета. 2010. Вып. 2 (8). С. 8 – 12.
9. Бондарь Н.С. Конституционная модернизация российской государственности. М.: Юнити-Дана, 2015. С. 87.
10. Голубева Л.А. Правовой идеализм в государственном управлении как путь к правовому нигилизму общества // Российский журнал правовых исследований. 2015. № 4 (5). С. 40.
11. Данькова Л.И. Правовая культура как элемент национального правосознания // Взаимодействие права и морали: Сб. материалов Международной научной конференции / Отв. ред. Т.А. Сошникова. 2014. С. 80 - 87.
12. Иксанов И.С. Конституционно-правовое регулирование экономических отношений и право собственности в решениях конституционных судов // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 10. С. 28.
13. Касаева Т.Г. Правосознание: ценностный ориентир современного общества // Российская юстиция. 2019. № 3. С. 2 - 4.
14. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014. С. 44.
15. Краснов М.А. Статус главы государства как элемент авторитарного потенциала президента. Часть I // Государство и право. 2015. № 1;
16. Краснов М.А. Статус главы государства как элемент авторитарного потенциала президента. Часть II // Государство и право. 2015. № 2.
17. Марченко М.Н. Правовое государство и гражданское общество (теоретико-правовое исследование). М., 2015. С. 103.
18. Матузов Н.И. Правовой идеализм как оборотная сторона правового нигилизма // Правовая культура. 2013. № 1 (14). С. 15.
19. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристь, 2002. С. 251.
20. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. // М.: Юстиция, 2019. С. 87.
21. Наквасина Г.А., Хрулева В.В. Конституционное правосознание и правовая культура в механизме правового регулирования // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. № 3. С. 133 - 138.
22. Неважжай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение. 2000. № 2. С. 23 – 31.
23. Осипов М.Ю. Понятие и соотношение правового регулирования и правотворчества: Монография / М.Ю. Осипов. М.: Изд-во СГУ, 2010. С. 170.
24. Раянов Ф.М. Теория правового государства. Проблемы модернизации. Уфа: Гилем, 2010. С. 61 и сл.
25. Савинов Л.В. Коррупция как ментальность нации и этноса // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 3. С. 39.
26. Сенин И.Н. Правосознание, правовая культура и правовой менталитет // Современные научные исследования: теория, методология, практика. 2014. Т. 1. № 4. С. 244.
27. Славова Н.А., Чвякин В.А. Правовая культура как фактор эффективного развития общества и государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 6. С. 16.
28. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2003. С. 89.
29. Толмачев Н.А. О русском правосознании, правовом нигилизме и построении правового государства // Право и современные государства. 2015. № 4. С. 55 - 63.
30. Хиль И.М. Правосознание и правовая культура и их роль в мотивации правомерности поведения // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2015. № 3(16). С. 24.
31. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. С. 124.
32. Шорохов В.Е. Антикоррупционное образование в рамках реализации государственной антикоррупционной политики // Развитие территорий. 2016. № 3 - 4(6). С. 74 - 78.